ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Автор: психолог Екатерина Тихонова, 13 июля 2019
Книг про то, как воспитывать детей много и порой информация очень противоречива. Как же разобраться во всем этом множестве рекомендаций и что применимо на практике?

Когда я училась в институте, в будущем я видела себя детским психологом. Но поработав несколько лет с детьми, решила переключиться на работу со взрослыми. В процессе работы я увидела, что проблемы детей – энурез (ночное недержание мочи), агрессивное поведение, непослушание, враньё, воровство и прочее, имеют своё начало в семье, в проблемах взрослых.

Пройдя курс детской психологии, прочитав кучу книг в институте, что использую, став мамой, в воспитании своего ребёнка?

1. Последовательность воспитания.
Сказал «убью» - убей. Если не собираешься убивать, то не говори.
Держать обещание – это воспитать доверие к своим словам.
На своём примере показывать, как это важно – держать слово.
Детям важна последовательность в действиях взрослого. Обещание наказания или поощрения должно выполняться всегда.
2. Строгое соблюдение принятых правил.
Если что-то нельзя, то это нельзя всегда. Например, такие правила как: не мешать взрослому, когда он занят, не перебивать разговор взрослых, собирать игрушки перед сном или то, что десерт после сытной еды. Они должны выполняться всегда и не зависеть от настроения взрослого или «хорошего» поведения ребёнка. За хорошее поведение можно поощрить ребенка, а не разрешать нарушить установленный порядок.

3. Разделять личность и поступок.
Я тебя люблю без условий. В независимости от твоих действий. Я тебя люблю, но твой поступок не поддерживаю. Если мне не нравится твой поступок - это не значит, что я тебя не люблю.

На детских площадках часто можно услышать: «ты плохой мальчик!», «хорошие девочки так не делают!». Со стороны взрослого – это бессознательная манипуляция. Ребенок, услышав, что он плохой, боится потерять любовь мамы или другого значимого взрослого, который участвует в его воспитании. Детской психике нужна стабильная уверенность: «Мама меня любит и никуда не денется».

4. Не пытаться казаться идеальным родителем.
Родителю нужно уметь признавать свою неправоту. Не бояться просить прощения, если не прав. Это показывает ребёнку, что человек имеет право на ошибку, помогает не превратиться в перфекциониста.
5. Запреты.
Запретов не должно быть много, т.к. ребенок будет чувствовать, что мир небезопасен – миру нельзя доверять. У родителей эти «нельзя» исходят из состояния страха, недоверия жизни. Ребенок считывает это, и даже когда он переходит во взрослую жизнь, запрещающий родитель остаётся жить у него в голове. Он осуждает, критикует, запрещает. Не даёт желать и действовать, жить полной жизнью.

6. Позволять ребенку выражать чувства.
Если ребёнок расстроен или злится, нужно спросить, что вызвало это чувство. Выслушать, что он говорит, даже если это что-то обидное. Не оценивать и не обесценивать его переживания. Дать высказаться, выплакаться, позволить проявиться эмоциям. Позиция взрослого человека в такой ситуации – спокойное нахождение рядом. Это показывает ребенку, что вы можете выдержать поток его эмоций. Учит тому, что можно с этим справиться. Он видит, что взрослый не кричит, не осуждает, не боится его слёз. Это дает ребенку точку опоры для свободы выражения своих чувств и самому справиться со своими эмоциями.

7. Личный пример.
Можно сто раз сказать: «Возьми книгу и почитай». Но, просто говорить не работает. Дети не слышат слова, а считывают поведение взрослых. Если родители целый день «в телефоне», ребенок вряд ли сам потянется за книгой. Переходя дорогу на «красный», не ждите, что ребенок поступит по-другому.
8. Не сравнивать.
Важно видеть достижения ребенка, его сильные стороны и говорить ему об этом. Не боятся хвалить, но делать это осторожно, без сравнения с другими.
Сказать ребенку: «Ты самый лучший!» - это значит повесить на него ярлык, запрограммировать его на стандарт, которому будет нереально соответствовать.

С другой стороны, говоря, что кто-то лучше, чем он, мы пытаемся стимулировать ребенка на нужное нам поведение. Такое сравнение может привести к заниженной самооценке и к невротизации личности.

9. Телесный контакт.
Телесный контакт – важная часть жизни для ребёнка. Обнять, поцеловать, почесать спинку. Такие проявления позволяют ребенку чувствовать себя нужным, любимым. А еще к тому же укрепляют нервную систему и повышают иммунитет.

В завершении хочется сказать, что важнейшим фактором счастья детей являются счастливые родители. Чтобы быть счастливым – нужно быть в ресурсе. Не забывайте заботиться о себе. Позволяйте себе отдых, творчество, любое хобби. Всё то, от чего вы наполняетесь. Оставьте себе время, когда вы можете побыть «не родителями», а людьми со своими личными интересами.
Контакты
Автор статей психолог Екатерина Тихонова проводит индивидуальные консультации лично и онлайн, а так же холотропное дыхание и расстановки по Хеллингеру.
Для записи звоните или пишите в WhatsApp:

+7(499)677-64-56
+79688280031 (WhatsApp)
Обращайтесь ежедневно с 10:00 до 21:00
info@holotrop-moscow.ru

Психологический Центр Holotrop Moscow:
г.Москва, 1-й Басманный пер. 2А, м.Красные ворота
Екатерина Тихонова в соц.сетях: